1 марта 2019
Профилактика вовлечения молодёжи в деструктивные субкультуры и секты.
Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные; наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары; обучение практикой действий и др.
Психологические факторы, способствующие вовлечению молодежи в псевдорелигиозные группы
Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир.
Контроль поведения направлен на: регулирование индивидуальной физической реальности, исключение наличия свободного времени, выработку покорности и зависимости.
Контроль информации осуществляется посредством: обмана, ограничения доступа к некультовым источникам информации.
Контроль мышления предполагает: принудительное принятие групповой доктрины как истины, поощрение только «хороших» и «правильных» с точки зрения доктрины культа мыслей, навязывание специфической терминологии, запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине.
Контроль эмоций осуществляется посредством: сужения спектра направленности чувств личности, выработки и использования чувств вины и стыда, ритуального и часто публичного признания своих грехов, слабостей, ошибок, использование страха, «бомбардировки любовью».
Причины способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.
Негативные последствия влияния тоталитарной секты на личность
Последствия принадлежности к секте:
У жертв деструктивных культов возникают серьезные психические изменения: активное или пассивное перекладывание на других большей части решений в своей жизни, подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей и неадекватная податливость их желаниям и т.д.
Модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты:
Теоретико-методологический блок
Цель – создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенок.
Задачи проведения профилактики:
–повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор;
–воспитание культуры здорового образа жизни; –формирование активной жизненной позиции подростков и юношей, включение в позитивные социальные отношения;
–включение подростков и юношей в самостоятельную творческую деятельность;
–выявление причин деформации личности;
–активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей;
–координация деятельности всех заинтересованных ведомств и
Системообразующий фактор – учебно-воспитательная деятельность всех субъектов образовательного процесса специалистов.
Психолого-педагогический блок
Субъекты: - учащиеся; - родители; - педагоги
Педагогические условия:
1) выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;
2) проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодыми людьми и их родителями;
3) повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;
4) повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;
5) реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.
Технологический блок
Диагностика: – изучение личности учащегося (акцентуации характера, темперамент, уровень притязаний, тревожность, самооценка); – изучение интеллектуального развития и определение педагогической запущенности; – диагностика взаимоотношений в коллективе; – изучение типичных нарушений поведения и выявление их причин.
Этапы:
1) организация психолого-педагогического наблюдения и диагностики;
2) профилактическая работа с учащимися;
3) коррекционная работа с учащимися группы риска;
4) работа с семьями учащихся;
5) отслеживание результативности работы.